"Художник иных миров" - Михаил Врубель

17 марта 2016 года исполнилось 160 лет со дня рождения великого живописца  - Михаила Александровича Врубеля (1856-1910).


Большой художник, как бы преломив сквозь сердце свет своего времени, выражает век, в котором ему довелось родиться и творить. Часто эти связи живописца с окружающей его сферой очень неоднозначны, а характер таланта и картины, создаваемые им, сложны и никак впрямую не выражают будни бытия; но при прохождении достаточного времени, а чаще всего уже после кончины художника, со всей грандиозностью предстают величие его творческого искания, неповторимость и несметное богатство духовного мира, который он оставил людям. И только тогда можно уверенно понять всю силу того страстного влечения к красоте и правде, к раскрытию единственной и никем еще не рассказанной темы, которая владела им всю жизнь, озаряя судьбу. 
«Демон поверженный», 1901-1902
«Роза в стакане», 1904 (во время болезни)
Как бы коротка ни была биография того или иного крупного живописца, но полотна, оставленные им, позволяют как бы знавать его не похожий ни на кого лик. Мы невольно ощущаем скрытую от нас внутреннюю напряженную работу художника, и чем больше талант, чем неповторимей и ярче горит звезда его дара, тем острее и отчетливее мы чувствуем неодолимую, притягательную мощь творческой устремленности живописца, отдавшего всего себя выражению своей мечты о прекрасном. Таким был Врубель.

Чтобы дать возможность нашим студентам окунуться в волшебный и эфемерный мир творчества художника, сотрудники абонемента художественной литературы нашей библиотеки 23 марта провели арт-час "Художник иных миров", во время которого раскрывали поворотные моменты биографии живописца, его пребывание в Киеве, воспоминания современников, знакомились с особенностями стиля и историями создания его творений, ставших признанными мировыми шедеврами.

Студенты гуманитарного факультета (группы ГФ-923 и Гф-934) во время просмотра видеоматериалов.



"Странно, что Врубель относился к театру С. И. Мамонтова без особого увлечения. Говорил, что певцы поют как бы на каком-то особенном языке — непонятно, и предпочитал итальянцев. Про Шаляпи-нa сказал Савве Ивановичу, что он скучный человек и ему очень тяжелы его разговоры: «Он все что-то говорит — так похоже, как говорит плохая прислуга, всегда обиженная на своих господ».
Это оригинальное мнение удивляло меня и Савву Ивановича. Врубель никогда не смотрел ничьих картин. Раз он как-то немножко похвалил меня, сказав:
— Ты видишь краски, цветно, и начинаешь понимать декоратив-ную концепцию...
Репину сказал как-то у Мамонтова в Абрамцеве, что он не умеет рисовать. Савва Иванович обиделся за Репина и говорил мне:
— Ну и странный человек этот Врубель.
Бывая в Абрамцеве, Врубель подружился с гувернером-французом стариком Таньоном, и они целый день разговаривали.
— Вы думаете, о чем они говорят? — сказал мне Савва Иванович. — О лошадях, о парижских модах, о том, как повязывается теперь галстук и какие лучше марки шампанского. А странный этот артист, а какой он элегантный и как беспокоится о том, как он одет.
Когда я спросил Врубеля о Репине, он ответил, что это тоска — и живопись и мышление. «Что же он любит, — подумал я. — Кажется, только старую Италию. Из русских — Иванова и Академию художеств»".

«Царевна Лебедь», 1900 (до болезни)

"Я немало страдал в жизни, так сказать, от непонимания, а еще больше от клеветы, от зависти, выражаемой часто под видом дружбы, от людей, которые ко мне приближались. Я чувствовал ее от многих с которыми в жизни сталкивался. Мне казалось, что это какой-то страшный дьявол у людей, дьявол в человеческой душе, более страшый, чем непонимание. Я его испытал от многих притворных моих друзей. По большей части эти люди подражали мне, подражали моей живописи, моей инициативе, моей радости в жизни, моей манере говорить и жить. Среди друзей моих, которые были лишены этих низких чувств и зависти, были В. А. Серов и М. А. Врубель. Почти все другие были ревнивы и завистливы.

Среди художников и артистов я видел какую-то одну особенную черту ловкачества. Когда кого-либо хвалили или восторгались его созданием, то всегда находились люди, которые тут же говорили: «Жаль, пьет». Или: «Он мот» или вообще: «Знаете, ведет себя невозможно». Огромную зависть, вызывал М. А Врубель своим настоящим гениальным талантом. Он был злобно гоним. Его великий талант травили и поносили и звали темные силы непонимания его растоптать, уничтожить и не дать ему жить. Пресса отличалась в первых рядах этого странного гонения совершенно неповинного ни в чем человека. М. А Врубель, чистейший из людей, кротко сносил все удары судьбы и терпел от злобы и невежества всю свою жизнь. Врубель был беден и голодал, голодал среди окружающего богатства. В моей жизни великое счастье — встреча и жизнь с этим замечательным человеком возвышенной души и чистого сердцем, с человеком просвещенным, светлого ума. Это был один из самых просвещенных людей, которых я знал. Врубель ни разу не сказал о том, что не так, что не интересно. Он видел то, что только значительно и высоко. Я никогда не чувствовал себя с ним в одиночестве.

Савва Иванович Мамонтов только в конце жизни понял талант Врубеля. В. И. Суриков был поражен работами Врубеля. Прочие долго не понимали его. "

«Шестикрылый Серафим (Азраил)», 1904 (во время болезни)
«Жемчужина», 1904 (во время болезни)

Киеву предстояло сыграть роковую роль в жизни художника. Еще в Академии Врубель познакомился с Павлом Чистяковым - учителем Сурикова, Васнецова, Репина и Поленова. Чистяков был очень высокого мнения о Врубеле, и всегда выделял его среди других молодых художников. Он же и порекомендовал Михаила для участия в реставрации древнего Кирилловского монастыря под Киевом. Храм находился на территории лечебницы для душевнобольных. Врубель должен был руководить реставрацией византийских фресок 12 века, и написать на стенах храма несколько новых композиций. Есть версия, что Врубель апостолов на фреске "Сошествия Святого Духа" написал с душевнобольных из местной лечебницы . Правда, по другим сведениям, это были ученые, священники и археологи.
Сошествие Святого духа на апостолов
Уже в это время окружающие заметили некоторую эксцентричность художника.Однажды в гости он пришел, раскрасив свой нос зеленой и красной краской.При этом спрашивал: " Неужели никто так и не заметил, как мне идет зеленый с красным?"

Через три года Врубель принял участие в росписи еще одного Киевского храма -Владимирского собора.

Но его эскизы фресок были отвергнуты.Слишком необычно трактовал он библейские сюжеты.
В это же время Врубель влюбился. Влюбился в замужнюю даму Эмилию Прахову - жену руководителя всех киевских реставрационных работ. Мало того, что она была на несколько лет старше художника, не очень красива , славилась экстравагантным поведением, она еще его и не любила.В конце концов между ними произошло решительное объяснение, и Врубель уехал из Киева. Он так страдал, что порезал себе грудь, потому что в эти моменты его" страдания уменьшались ", так он объяснил это художнику Коровину. Именно тогда у него появились признаки душевного нездоровья. В это же время он делает первые наброски "Демона". Очевидно, так и появилась у него идея "Демона" - как месть отвергнувшей его женщине.
Тамара и Демон .Иллюстрации в поэме М.Ю.Лермонтова "Демон"
Александр Блок о Врубеле: 
"Именно в нем наше время выразилось в самое красивое и самое печальное, на что оно только было способно... Возвращаясь в своих созданиях постоянно к "Демону", он лишь выдавал тайну своей миссии. Он сам был демон, падший прекрасный ангел, для которого мир был бесконечной радостью и бесконечным мучением..."
Полет Фауста и Мефистофеля

Vrubel M. A. (1856-1910) The Princess of the Dream (1896).JPG
Врубелевское панно «Принцесса Грёза» именуют самым известным панно Москвы. Оно создано на сюжет драмы в стихах Эдмона Ростана «La Princesse lointaine», в русском переводе Т. Л. Щепкиной-Куперник получившей название «Принцесса Грёза».

«В художнике открывается сердце пророка. Гениален тот, кто сквозь ветер расслышал целую фразу, сложил и записал ее». Александр Блок
Врубель

“Он сверкнул и погас подобно молнии,  но творческая энергия была затрачена… Для нас остались дивные краски и причудливые чертежи, похищенные у вечности. Тех миров, которые видел он, мы еще не видели”.
 Александр Блок о Врубеле


"Тайны Киева: Михаил Врубель" (телеканал Интер):
Мало кто знает, что именно в Киеве Михаил Врубель - художник с мировым именем - написал свои первые известные шедевры, и именно здесь встретил свою первую и роковую любовь. 

"Искусство - оправдание жизни. То, что отмечено кистью и словом, то оправдано и стало видимым". 
Эти слова принадлежат Михаилу Врубелю.






Коментарі

Приєднуйтесь до нас в соціальних мережах

Icon Icon

Книжкова полиця видань НБ ЗНТУ

Популярні публікації

Загальна кількість переглядів сторінки