"Художник иных миров" - Михаил Врубель
17 марта 2016 года исполнилось 160 лет со дня рождения великого живописца - Михаила Александровича Врубеля (1856-1910).
Большой художник, как бы преломив сквозь сердце свет своего времени, выражает век, в котором ему довелось родиться и творить. Часто эти связи живописца с окружающей его сферой очень неоднозначны, а характер таланта и картины, создаваемые им, сложны и никак впрямую не выражают будни бытия; но при прохождении достаточного времени, а чаще всего уже после кончины художника, со всей грандиозностью предстают величие его творческого искания, неповторимость и несметное богатство духовного мира, который он оставил людям. И только тогда можно уверенно понять всю силу того страстного влечения к красоте и правде, к раскрытию единственной и никем еще не рассказанной темы, которая владела им всю жизнь, озаряя судьбу.
«Демон поверженный», 1901-1902 |
«Роза в стакане», 1904 (во время болезни) |
Чтобы дать возможность нашим студентам окунуться в волшебный и эфемерный мир творчества художника, сотрудники абонемента художественной литературы нашей библиотеки 23 марта провели арт-час "Художник иных миров", во время которого раскрывали поворотные моменты биографии живописца, его пребывание в Киеве, воспоминания современников, знакомились с особенностями стиля и историями создания его творений, ставших признанными мировыми шедеврами.
Студенты гуманитарного факультета (группы ГФ-923 и Гф-934) во время просмотра видеоматериалов. |
"Странно, что Врубель относился к театру С. И. Мамонтова без особого увлечения. Говорил, что певцы поют как бы на каком-то особенном языке — непонятно, и предпочитал итальянцев. Про Шаляпи-нa сказал Савве Ивановичу, что он скучный человек и ему очень тяжелы его разговоры: «Он все что-то говорит — так похоже, как говорит плохая прислуга, всегда обиженная на своих господ».
Это оригинальное мнение удивляло меня и Савву Ивановича. Врубель никогда не смотрел ничьих картин. Раз он как-то немножко похвалил меня, сказав:
— Ты видишь краски, цветно, и начинаешь понимать декоратив-ную концепцию...
Репину сказал как-то у Мамонтова в Абрамцеве, что он не умеет рисовать. Савва Иванович обиделся за Репина и говорил мне:
— Ну и странный человек этот Врубель.
Бывая в Абрамцеве, Врубель подружился с гувернером-французом стариком Таньоном, и они целый день разговаривали.
— Вы думаете, о чем они говорят? — сказал мне Савва Иванович. — О лошадях, о парижских модах, о том, как повязывается теперь галстук и какие лучше марки шампанского. А странный этот артист, а какой он элегантный и как беспокоится о том, как он одет.
Когда я спросил Врубеля о Репине, он ответил, что это тоска — и живопись и мышление. «Что же он любит, — подумал я. — Кажется, только старую Италию. Из русских — Иванова и Академию художеств»".
«Царевна Лебедь», 1900 (до болезни) |
"Я немало страдал в жизни, так сказать, от непонимания, а еще больше от клеветы, от зависти, выражаемой часто под видом дружбы, от людей, которые ко мне приближались. Я чувствовал ее от многих с которыми в жизни сталкивался. Мне казалось, что это какой-то страшный дьявол у людей, дьявол в человеческой душе, более страшый, чем непонимание. Я его испытал от многих притворных моих друзей. По большей части эти люди подражали мне, подражали моей живописи, моей инициативе, моей радости в жизни, моей манере говорить и жить. Среди друзей моих, которые были лишены этих низких чувств и зависти, были В. А. Серов и М. А. Врубель. Почти все другие были ревнивы и завистливы.Среди художников и артистов я видел какую-то одну особенную черту ловкачества. Когда кого-либо хвалили или восторгались его созданием, то всегда находились люди, которые тут же говорили: «Жаль, пьет». Или: «Он мот» или вообще: «Знаете, ведет себя невозможно». Огромную зависть, вызывал М. А Врубель своим настоящим гениальным талантом. Он был злобно гоним. Его великий талант травили и поносили и звали темные силы непонимания его растоптать, уничтожить и не дать ему жить. Пресса отличалась в первых рядах этого странного гонения совершенно неповинного ни в чем человека. М. А Врубель, чистейший из людей, кротко сносил все удары судьбы и терпел от злобы и невежества всю свою жизнь. Врубель был беден и голодал, голодал среди окружающего богатства. В моей жизни великое счастье — встреча и жизнь с этим замечательным человеком возвышенной души и чистого сердцем, с человеком просвещенным, светлого ума. Это был один из самых просвещенных людей, которых я знал. Врубель ни разу не сказал о том, что не так, что не интересно. Он видел то, что только значительно и высоко. Я никогда не чувствовал себя с ним в одиночестве.
Савва Иванович Мамонтов только в конце жизни понял талант Врубеля. В. И. Суриков был поражен работами Врубеля. Прочие долго не понимали его. "
«Шестикрылый Серафим (Азраил)», 1904 (во время болезни) |
«Жемчужина», 1904 (во время болезни) |
Киеву предстояло сыграть роковую роль в жизни художника. Еще в Академии Врубель познакомился с Павлом Чистяковым - учителем Сурикова, Васнецова, Репина и Поленова. Чистяков был очень высокого мнения о Врубеле, и всегда выделял его среди других молодых художников. Он же и порекомендовал Михаила для участия в реставрации древнего Кирилловского монастыря под Киевом. Храм находился на территории лечебницы для душевнобольных. Врубель должен был руководить реставрацией византийских фресок 12 века, и написать на стенах храма несколько новых композиций. Есть версия, что Врубель апостолов на фреске "Сошествия Святого Духа" написал с душевнобольных из местной лечебницы . Правда, по другим сведениям, это были ученые, священники и археологи.
Сошествие Святого духа на апостолов |
Уже в это время окружающие заметили некоторую эксцентричность художника.Однажды в гости он пришел, раскрасив свой нос зеленой и красной краской.При этом спрашивал: " Неужели никто так и не заметил, как мне идет зеленый с красным?"
Через три года Врубель принял участие в росписи еще одного Киевского храма -Владимирского собора.
Но его эскизы фресок были отвергнуты.Слишком необычно трактовал он библейские сюжеты.
В это же время Врубель влюбился. Влюбился в замужнюю даму Эмилию Прахову - жену руководителя всех киевских реставрационных работ. Мало того, что она была на несколько лет старше художника, не очень красива , славилась экстравагантным поведением, она еще его и не любила.В конце концов между ними произошло решительное объяснение, и Врубель уехал из Киева. Он так страдал, что порезал себе грудь, потому что в эти моменты его" страдания уменьшались ", так он объяснил это художнику Коровину. Именно тогда у него появились признаки душевного нездоровья. В это же время он делает первые наброски "Демона". Очевидно, так и появилась у него идея "Демона" - как месть отвергнувшей его женщине.
Тамара и Демон .Иллюстрации в поэме М.Ю.Лермонтова "Демон" |
Александр Блок о Врубеле:
"Именно в нем наше время выразилось в самое красивое и самое печальное, на что оно только было способно... Возвращаясь в своих созданиях постоянно к "Демону", он лишь выдавал тайну своей миссии. Он сам был демон, падший прекрасный ангел, для которого мир был бесконечной радостью и бесконечным мучением..."
«В художнике открывается сердце пророка. Гениален тот, кто сквозь ветер расслышал целую фразу, сложил и записал ее». Александр Блок
“Он сверкнул и погас подобно молнии, но творческая энергия была затрачена… Для нас остались дивные краски и причудливые чертежи, похищенные у вечности. Тех миров, которые видел он, мы еще не видели”.
Александр Блок о Врубеле
"Тайны Киева: Михаил Врубель" (телеканал Интер):
Мало кто знает, что именно в Киеве Михаил Врубель - художник с мировым именем - написал свои первые известные шедевры, и именно здесь встретил свою первую и роковую любовь.
"Искусство - оправдание жизни. То, что отмечено кистью и словом, то оправдано и стало видимым".Эти слова принадлежат Михаилу Врубелю.
Коментарі
Дописати коментар